(Булин Николай Александрович; 16.02.1893, дер. Выпсу (Выыпсу) Верроского у. Лифляндской губ.- 30.07.1941, Ленинград), еп. Печерский. Из семьи правосл. эстонцев-сету (отец - каменщик, мать - швея). С 6 лет прислуживал в местном храме. Учился во вспомогательной церковноприходской школе в Выпсу, с 1904 г.- в 2-классном уч-ще Министерства народного просвещения в д. Радама (Радамаа) того же уезда. В 1905 г. поступил в Рижское ДУ, одновременно пел в Рижском архиерейском хоре, был исполлатчиком при Рижском архиеп. священноисп. Агафангеле (Преображенском). С 1909 г. обучался в Рижской ДС, 2 последних курса был старостой семинарской Покровской ц. В 1915 г. окончил ДС первым по списку и определен к поступлению на казенный счет в Петроградскую ДА. 23 нояб. 1915 г. посвящен в чтеца.
В июне 1916 г. мобилизован на военную службу и направлен для обучения в школу прапорщиков в Петергофе. В окт. 1916 г. произведен в прапорщики, служил в 241-м пехотном запасном полку в г. Пензе. С июня 1917 г. в действующей армии на Румынском фронте. Командовал ротой 665-го Ворохтенского пехотного полка. В кон. 1917 г. освобожден от военной службы «как имеющий по образованию право быть учителем». В марте 1918 г. вновь зачислен в Петроградскую ДА на 2-й курс. 21 мая ректором академии Ямбургским еп. Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского. 25 мая рукоположен во диакона. В июне и июле 1918 г. был послан Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) для служб и проповеди на эст. языке в Плюсский и Покровский Ведриловский жен. мон-ри. 12 сент. того же года митр. Вениамином рукоположен во иерея.
По благословению митр. Вениамина уехал из Петрограда и, нелегально перейдя границу, прибыл в Эстонию. 1 апр. 1919 г. Псковский архиеп. Евсевий (Гроздов) назначил И. временным священником к Пятницкой ц. погоста Зачеренье (ныне Саатсе). 30 июля того же года решением Совета правосл. епископов Эстонии стал благочинным Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (в 1919-1945 на отошедшей Эстонии территории). Занимался устроением в монастыре свечного завода. 5 янв. 1920 г. назначен благочинным церквей Печорского края. 4 сент. того же года на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) избран кандидатом в викарные епископы для рус. приходов Эстонии. Однако Патриарх Московский и всея России св. Тихон в письме Синоду ЭПЦ от 25 окт. того же года написал, что «избрание иеромонаха Иоанна, как далеко не достигшего возраста, необходимого, по церковным канонам, для принятия епископского сана, не может быть утверждено». 20 окт. 1920 г. И. был назначен управляющим Печерским монастырем с определением в число братии. З дек. по назначению Синода ЭПЦ принимал участие в постриге в рясофор прот. Александра Паулуса, определенного кандидатом в архиепископа Таллинского и всей Эстонии. 9 дек. возведен архиеп. Александром (Паулусом) в сан архимандрита, назначен настоятелем Печерского мон-ря с оставлением в должности благочинного церквей Печорского края (до янв. 1924). И. активно начал восстанавливать в обители полноценную церковную жизнь. Малочисленная братия состояла из неск. престарелых насельников, диаконов и послушников, в числе к-рых были бывш. чины армии генерала Н. Н. Юденича. Хозяйство обители было в запустении, трапезная использовалась в качестве казармы эст. войск, верхний этаж настоятельского дома занимал мировой судья, нижний - землеустроительная комиссия. И. предоставили комнату в Лазаревском корпусе. Он вставал вместе с братией, шел на молитву, не гнушался никакой работой, был трудолюбив. На отдыхе писал иконы. Был известен аскетическим образом жизни и проповедями, к-рые произносил по-русски и по-эстонски. Любил церковное пение, пел сам, организовал любительский хор из местной интеллигенции. Устраивал многодневные крестные ходы до Тарту, Нарвы, Таллина.
И. наладил суточный, недельный, годовой круги богослужений по старому монастырскому чину. В нояб.-дек. 1921 г. организовал в монастыре краткосрочные псаломщицко-регентские курсы. Чтобы избежать повышенного налога, обитель зарегистрировали как «Успенскую трудовую общину». И. энергично взялся за восстановление монастырского хозяйства. На оставшейся у монастыря после национализации земле были разбиты огороды; работали сапожная и портняжная мастерские.
Из монастырских помещений были переселены все мирские жители, капитально отремонтированы корпуса, починен водопровод. В 1924 г. был отремонтирован Сретенский храм, в 1927 г.- Успенский собор. Проводилась реставрация внутреннего архитектурного убранства этих храмов, в 1930 г. была построена новая, каменная лестница от Михайловского собора вниз к центру мон-ря. В 1929 г. в Ирбоска (Изборск) была построена Корсунская часовня. Печерский мон-рь при И. стал признанным центром Православия и рус. культуры для всей рус. эмиграции. В обитель стали прибывать паломники и экскурсанты из разных стран. С 1925 г. в Петсери (ныне Печоры) проводились дни рус. культуры. Под председательством И. был организован кружок любителей старины. При мон-ре действовала богадельня, в воскресные и праздничные дни паломники питались в бесплатной столовой. По инициативе И. было подготовлено и издано под редакцией проф. В. Синайского иллюстрированное издание «Псково-Печерский монастырь» (Рига, 1929).
И. состоял товарищем председателя 3-го и 4-го Соборов ЭПЦ в 1922 и 1924 гг. На Соборах избирался членом Синода ЭПЦ (с 1923 в юрисдикции К-польского Патриархата, с июля 1926 Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ)) от рус. приходов Печорского края. С 13 по 20 июня 1925 г. командирован в Финляндию, в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь для ознакомления с его бытом и устройством. С 9 июля был представителем ЭПЦ на Соборе Финляндской Православной Церкви в г. Сортавала. С 23 окт. по 3 нояб. того же года находился в Риге по церковным делам для выяснения вопроса об общецерковном имуществе бывш. Рижской епархии.
25 апр. 1926 г. хиротонисан во епископа Печерского. Хиротонию в таллинском соборе во имя св. кн. Александра Невского совершили Таллинский митр. Александр (Паулус), архиеп. Нарвский Евсевий (Гроздов). И. возражал против требований Синода ЭАПЦ по модернизации богослужения в соответствии с зап. традициями, выступал против перехода Церкви на григорианский календарь, при И. в Печерском мон-ре вопреки предписаниям Синода службы шли по юлианскому стилю. В февр. 1928 г. воспротивился решению высших церковных властей зарегистрировать все монастырское имущество как синодальное. Согласно законодательству Эстонии, такое решение снимало угрозу отчуждения монастырской собственности эст. гос-вом в связи с реализацией закона об упразднении сословных имуществ от 12 нояб. 1925 г. И. вынужден был согласиться с решением Синода при условии получения доверенности на управление монастырским имуществом. Для урегулирования вопроса в обитель была направлена инвентаризационная комиссия Синода. Положение И. осложнялось тем, что комиссию возглавлял П. Я. Пятс, брат Президента Эстонской республики, в прошлом один из школьных наставников И., рекомендовавший его для поступления в ДС. Пятс взял хозяйственную жизнь обители под свой контроль.
В авг. 1928 г. И. участвовал во II съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД), к-рый прошел в Печерском мон-ре. И. активно боролся за сохранение в Таллине правосл. Александро-Невского храма, к-рый пыталась уничтожить группа депутатов-лютеран. В нояб.-дек. 1928 г. составил «Чин молебствия о сохранении соборного храма св. благоверного великого князя Александра Невского в городе Ревеле от насильственного разрушения». В июле 1929 г. был делегатом на III съезде РСХД в Пюхтицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре. В 1930 г. избран членом центрального совета движения в Париже. В 1931 г. в Пюхтицком монастыре прошел общепастырский съезд духовенства.
В 1929 г. И. стал депутатом Парламента Эстонии, где защищал интересы правосл. Церкви и рус. меньшинства. В дек. того же года направил на рассмотрение парламента запрос о городском самоуправлении г. Петсери. В нач. 1930 г. И. вместе с депутатом свящ. В. Смирновым представил в парламент проект облегчения долгового бремени и внедрения долгосрочных кредитов для крестьян Печорского края. В 1931 г. неоднократно выступал в Государственном собрании Эстонской республики при обсуждении законопроекта об упорядочении недвижимого имущества ЭАПЦ.
С 15 по 17 июня 1932 г. в Таллине проходил V Собор ЭАПЦ, на котором решался вопрос о замещении Нарвской кафедры, вдовствующей после кончины архиеп. Евсевия (Гроздова). 14 июня представителями Нарвской епархии в качестве кандидата в архиереи был избран прот. А. Ф. Остроумов, настоятель Успенского собора г. Тарту. Однако эст. большинство Собора проголосовало за перемещение на Нарвскую кафедру И. вопреки его несогласию и протестам о нарушении канонических правил. Позднее митр. Александр прямо признал, что решение о перемещении И. с Печерской кафедры было принято «ввиду уклонения его в должности настоятеля Печерского монастыря от подчинения Уставу Эстонской Православной Церкви и от исполнения предписаний Высшей церковной власти». И. заявил, что не оставит Печерский мон-рь и что готов остаться там простым монахом. И. было указано выехать из монастыря до 1 авг. 1932 г. Он не подчинился этому решению, и указом митр. Александра от 2 авг. был запрещен в священнослужении в церквах епархии, в т. ч. и в Печерском монастыре; указом от 11 авг. официально отрешен от должности настоятеля Печерского мон-ря.
19 окт. 1932 г. митр. Александр без канонического суда исключил И. из списка монашествующих Печерского мон-ря. 3 (по др. данным, 4) нояб. 1932 г. И. был выселен из мон-ря судебным приставом в присутствии чинов полиции и уполномоченного Синода ЭАПЦ. 19 дек. Нарвский епархиальный совет сообщил И. резолюцию митр. Александра от 17 дек. об условиях его вступления на Нарвскую кафедру, ограничивавших свободу совершения богослужений в нарвском кафедральном соборе. 28 дек. И. обратился к митр. Александру с посланием, заявив о согласии «ради скорейшего умиротворения церковных недоразумений» на временное управление Нарвской кафедрой до получения ответа на ходатайство, посланное им К-польскому Патриарху. 30 дек. последовал указ митр. Александра о том, что И. «больше не состоит на службе Эстонской Апостольской Церкви».
И. проживал в своем доме в Петсери с матерью как частное лицо. В янв. 1934 г. выехал в Югославию по приглашению Патриарха Сербского Варнавы (Росича). По пути останавливался в Риге, где дал интервью рус. газ. «Сегодня», в к-ром подчеркнул, что правосл. рус. население испытывает притеснения «главным образом со стороны эстонской части православного духовенства», в то время как эст. население и эст. гос. деятели относятся доброжелательно «к нуждам православия». В Варшаве встречался с Предстоятелем Православной Церкви в Польше митр. Дионисием (Валединским). Был принят в Югославии Патриархом Варнавой, побывал в Белграде и Сремски-Карловци, сослужил в рус. правосл. храмах в юрисдикции РПЦЗ, прочел лекцию о положении рус. населения в Эстонии и в Советской России. По некоторым данным, И. было предложено занять одну из архиерейских кафедр РПЦЗ, однако он отказался. 30 янв. отбыл из Белграда в К-поль, где подал жалобу Патриарху Фотию II, к-рый, видимо, отказал ему в личной встрече.
С мая по авг. 1934 г. находился в Св. земле. Помимо Иерусалима и Вифлеема посетил десятки населенных пунктов, почти все святые места, постоянно навещал рус. обители, храмы и участки Русской Духовной миссии, часто сослужил митр. Анастасию (Грибановскому), объехал вместе с ним Галилею. Перед отъездом из Иерусалима вместе с митр. Анастасием совершил пострижение 6 монахинь рус. Горненской обители. После Палестины посетил Дамаск и Бейрут, встречался с Антиохийским Патриархом Александром III, Бейрутским митр. Герасимом (Масаррой) и буд. митр. Гор Ливанских Илией (Карамом). В сер. авг. через К-поль прибыл на Афон, где провел около месяца, обойдя всю Св. Гору, служил в Пантелеимоновом монастыре, в Ильинском и Андреевском скитах. Оставил подробный дневник этого путешествия. Составляемые секретарем И. архидиак. Вениамином (Петуховым) подробные отчеты о путешествии регулярно помещались в газ. «Старый Нарвский листок».
В нач. окт. 1934 г. И. вернулся в Югославию, где прожил 4 года. Неоднократно говорил о желании принять предложение Предстоятеля РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого), с которым долгие годы состоял в дружеской переписке и к-рого очень почитал, войти в состав Архиерейского Синода РПЦЗ. Участвовал в работе различных синодальных органов РПЦЗ, но документов о формальном присоединении его к Синоду опубликовано не было. С окт. 1934 г. жил в мон-ре Раковица близ Белграда, где брал уроки в открытой П. М. Софроновым иконописной школе. В июле 1937 г. участвовал в похоронах серб. Патриарха Варнавы.
Летом 1938 г. переехал в Эстонию, жил в Петсери у родных. Не имея ни средств к существованию, ни возможности совершать богослужения и участвовать в церковно-общественной жизни, высказывал намерение заняться крестьянским трудом. После присоединения Эстонии к СССР митр. Александр (Паулус) предлагал министру внутренних дел ЭССР М. Унту назначить И. окормлять рус. приходы, но ответа не получил. 18 окт. 1940 г. И. был арестован. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в письме от 13 дек. 1940 г. митр. Александру (Паулусу) признал И. в звании епископа Печерского и предложил определить ему архиерейское служение.
И. был помещен в тюрьму Таллина, потом переведен в тюрьму НКВД в Ленинграде. Его обвиняли в том, что «в проповедях с амвона выступал против Советского правительства и Коммунистической партии... Вел оголтелую антисоветскую агитацию среди населения Эстонии и за пределами ее... Состоял членом многих контрреволюционных монархических организаций... [в том числе] председателем комиссии для собирания материалов по биографиям погибших при Советской власти в России русских архипастырей, пастырей и церковных деятелей с целью издания их потом в печати». 18 апр. 1941 г. Ленинградским областным судом приговорен к расстрелу. После вынесения смертного приговора содержался в ленинградской тюрьме «Кресты». 30 июля того же года расстрелян (предположительно под Гатчиной), похоронен в безвестной могиле.